Почтовые марки как средство пропаганды

Оккупационные газеты, пропагандистские кинофильмы, звуковое вещание.

Почтовые марки как средство пропаганды

Сообщение Hohner 30 июн 2012, 19:13

Не секрет, что почтовые марки издавна используются для государственной пропаганды. Они, являясь государственными знаками почтовой оплаты, представляют собой своего рода "визитную карточку" страны, их выпускавшей. Пропагандистская составляющая на марках присутствует всегда, независимо от политического строя. Все атрибуты - будь то надписи, рисунки - вольно или невольно отражают идеологию, господствующую в момент выхода марки. Сюжетная составляющая каждой конкретной марки может быть совершенно отвлеченной, но в совокупности марки той или иной страны отражают картину ее преимуществ, достижений, создают ее некий идеализированный образ.
Наиболее яркими примерами "пропагандистской филателии" можно считать марки СССР и Германии 30-х - 40-х годов.

До революции в России о какой-либо сюжетной составляющей марок говорить было сложно: 80% населения было неграмотным, и поэтому данный способ гос. пропаганды считался неэффективным и не оправдывающим себя. На марках красовалась одна и та же картинка с государственным гербом, варьирующаяся лишь по цвету, в зависимости от номинала марки. Исключением были благотворительные марки и серия марок, посвященная 300-летию дома Романовых, украшенная портретами монархов.
После 1917 года картина коренным образом изменилась. Первая советская марка была выпущена в 1918 году. На ней изображена рука с мечом, разрубающая цепь - как символ освобождения от монархии, рабства и бесправия.
В 30-е годы на советских марках появляется все болше сюжетов, иллюстрирующих достижения советского государства: спасение челюскинцев, стратостат СССР-1, достигший высоты 22 000 м, строительство московского метрополитена, дирижаблестроение, перелеты в США через северный полюс. Марки авиапочты с самолетами исключительно советских конструкций, стандартные марки с изображенными на них рабочими, крестьянами, красноармейцами - все было призвано демонстрировать растущую мощь советского государства, процветание и уверенность в завтрашнем дне его граждан.
Предвоенные события также нашли свое отражение на советских почтовых марках. После присоединения в 1939 году западных областей Украины и Белоруссии, входивших в состав Польши, была издана серия из 5 марок, изображавшая радостную встречу советских войск местным населением. Интересно только, почему марки были изданы только в апреле 40-го года - почти через год после событий?
Изображение

Неудачная советско-финская война не нашла отражения на советских марках, что, в принципе, закономерно: после окончания боев об этой войне старались не вспоминать. Единственное, что стоит отметить: в 1941 году вышла серия из 2-х марок, посвященная годовщине образования Карело-финской АССР.
Изображение

Но в конце 1940-го, в начале 1941 года уже чувствовалось приближение большой войны. Начинал раскручиваться маховик военно-пропагандистской машины, затрагивая, в том числе, и печать почтовых марок.
К 7 ноября 1940 года, к 23-й годовщине Октябрьской революции вышла серия, посвященная штурму Перекопа Красной Армией. К 23 февраля 1941 года вышла серия марок, посвященных 23-й годовщине РККА. Казалось бы - 23 года не является круглой, юбилейной датой, однако в свете приближающегося конфликта следовало напомнить населению о мощи и нескорушимости Красной армии, поднять боевой дух граждан.

Война же не заставила себя долго ждать.
Продолжение следует.
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Аватар пользователя
Hohner
Администратор
 
Сообщений: 1130
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград

Re: Почтовые марки как средство пропаганды

Сообщение Hohner 04 июл 2012, 10:44

Начало войны, как ни парадоксально, нашло отражение в почтовых марках далеко не сразу. В первые месяцы войны в обществе и в руководстве еще сохранялось ощущения, что война закончится скоро: "малой кровью, могучим ударом".
Продолжали выходить марки, посвященные творчеству Лермонтова, Сурикова.
Однако, обстановка на фронте становилась все более и более критической. После полного разгрома советских армий в Белоруссии, немецкие танки уже в июле были под Смоленском. Затыкать дыры во многокилометровом фронте становилось все труднее.
Требовались увернееые пропагандистские шаги, требовались символы, побуждающие людей к освободительной борьбе.
И в августе 1941 года появилась одна из самых известных отечественных марок: "Будь героем".
Изображение

Стоит отдать должное советской пропагандистской машине: в каждой из областей пропагандистский образ был уникален: Плакат "Родина-мать зовет!", песня "Священная война", та же почтовая марка "Будь героем". Ни один образ не повторяется дважды: слова, лозунги, изображения. Сюжет марки был скопирован не с раскрученной "Родины-матери", а с гораздо менее распространенного плаката "Будь героем" В. Б. Корецкого. Таким образом, человек находился под постоянным, не повторяющимся воздействием.
Стоит отметить, что в течение осени 1941 года, в отличие от плактов и открыток, марок больше не выпускалось. Судьба страны висела на настолько тонком волоске, что было уже не до марок. Вместо разгромленных кадровых частей на фронт шли наспех собранные, кое-как вооруженные дивизии народного ополчения, сгоравшие за 2-3 дня боев. Нарастали паника, дезертирство. Наряду с дисциплинарными мерами, требовалось и мотивировать граждан вступать в ряды ополчения, записываться добровольцами. Требовалось отметить подвиг ополченцев, показать их значимость в деле борьбы с врагом.
И в декабре 1941 года выходит вторая военная марка: "Народное ополчение", созданная по сюжету плаката Л. Лисицкого.
a0820.jpg


В декабре же Красной армии удается остановить немцев на подступах к Москве и начать контрнаступление. Появляется надежда, что Вермахт повторит судьбу Великой армии Наполеона: начинается наступление по всему фронту - от Ростова до реки Волхов. Массивные клещи нависают над группой армий "Центр".
И в январе 1942 года выходит серия из двух марок, посвященная 500-летию узбекского поэта Алишера Навои.
Но все оказалось не так радужно, как на это надеялось советское руководство. И за первыми победами последовала череда поражений и неудач, прервавшаяся лишь в ноябре 1942 года под Сталинградом.
С января по ноябрь 1942 года в СССР не вышло ни одной марки.

Продолжение следует.
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Аватар пользователя
Hohner
Администратор
 
Сообщений: 1130
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград

Re: Почтовые марки как средство пропаганды

Сообщение Hohner 04 июл 2012, 18:49

По поводу марки "Будь героем" хотелось бы добавить некоторые подробности.
Сюжет ее повторяет вот этот плакат художника В. Б. Корецкого, выпущенный издательством "Искусство" 30 июня 1941 года:
Изображение

Оформление марки же осуществлялось художниками Гознака, по некоторым данным - при участии автора плаката.
Как можно заметить, марка отличается от плаката поворотом головы красноармейца. Возможно, художник внес это изменение для того, чтобы сильно уменьшенное изображение продолжало оставаться разборчивым.
Также для облегчения печати изображение, изначально достаточно темное, было разложено на штрихи.
В августе 1941 года часть тиража была вывезена со склада и поступила в почтовые отделения, другая же часть оставалась на складе. Во время одной из бомбёжек Москвы в этот склад попала авиабомба, находившаяся там часть тиража погибла. Поэтому первая военная марка теперь довольно редка.
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Аватар пользователя
Hohner
Администратор
 
Сообщений: 1130
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград

Re: Почтовые марки как средство пропаганды

Сообщение slepmehanik 11 авг 2012, 00:00

Тема,действительно очень познавательна.С другой стороны хотелось бы добавить,что третий рейх так же широко использовал марки не только как знаки почтовой оплаты,но и как сильное средство пропаганды.Еще перед началом вторжения в Советский Союз были подготовлены марки,для будущих оккупируемых территорий.
stamps_ostland_2.jpg

Собственно на марках быласделана надпечатка - Остланд.
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватар пользователя
slepmehanik
Администратор
 
Сообщений: 4677
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Почтовые марки как средство пропаганды

Сообщение slepmehanik 11 авг 2012, 00:07

Несмотря настоль серьезную подготовку,Германия широко стала использовать и захваченные запасысоветских марок.Лично я думаю,что этобыло сделаноне из-за нехватки почтовых средств обращения,аисключительно вцелях пропаганды,для показа местному населению оккупированных территорий, что советской власти больше нет и не будет...
stamps_occ_esti_pernau_1_10.jpg
stamps_occ_lat_1_6.jpg
stamps_occ_lietva_1_9.jpg
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватар пользователя
slepmehanik
Администратор
 
Сообщений: 4677
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Почтовые марки как средство пропаганды

Сообщение slepmehanik 11 авг 2012, 00:12

Немного еще для примера...
stamps_occ_lietva_10_18.jpg
stamps_occ_lit_pnz_4_9abc.jpg

Впрочем,теме филателии можно посвятить не одну страницу.А пропаганде на почтовых марках- вообще создать отдельный форум ;)
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватар пользователя
slepmehanik
Администратор
 
Сообщений: 4677
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Другие виды пропаганды

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron