Отчет о деятельности PWB на Средиземноморском ТВД

В данном разделе обсуждается структура и деятельность органов пропаганды США в военных конфликтах ХХ и XXI века.
Ответить
Аватара пользователя
Hohner
Администратор
Сообщения: 1232
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград
Контактная информация:

Отчет о деятельности PWB на Средиземноморском ТВД

Сообщение Hohner »

Всем привет! Разбираясь со структурой серий по американцам, нашел достаточно интересный документ на сайте psywar.org у мистера Ли Ричардса.
Итак:

Доклад Военному Ведомству о роли, сыгранной армией США в развитии организации, политики и техники ведения психологической войны в Северной Африке, Сицилии, Итальянской кампании и кампании в южной Франции.

Разделы доклада:
I. Эволюция организации PWB.
II. Направления деятельности и оперативная координация PWB.
III. Стратегическая и тактическая печатная пропаганда.
IV. Стратегическая и тактическая радиопропаганда.
V. Послевоенная консолидация.
VI. Исследование вражеской реакции на союзную пропаганду.
Неаполь, Италия 31 августа 1945 г.

Раздел I.
Общий обзор организационной эволюции Отдела Психологической Войны (Psychological Warfare Branch) Главного Командования Союзных войск (Allied Forces Headquarters, AFHQ) как структурного подразделения.
Предисловие.
Невозможно составить полную картину участия армии США в развитии психологической войны на Средиземноморском ТВД без всестороннего рассмотрения вклада трех других основных участников. К ним относятся: Управление Военной Информации США (OWI), британское Военное министерство и МИД Великобритании. Также необходимо отдать должное многим другим ведомствам, таким как Управление Стратегических Служб (OSS), Федеральная Комиссия по Связи, британское Министерство информации, а также ряду других британских и американских правительственных агентств.
Отрасль психологической войны как изначально, так и впоследствии, представляет собой продукт интеграции, с одной стороны, военных и гражданских, с другой – британских и американских команд.
Перед операцией «Torch» армия не подготовила сколько-нибудь детального плана ведения психологической войны в этой кампании; армия сделала мало, если вообще что либо сделала для персонала , специально подготовленного к ведению пропагандистской и разведывательной деятельности; не было предоставлено необходимое оснащение для потребностей ведения психологической войны.
При составлении фактической оценки деятельности PWB и достигнутых результатов необходимо учитывать следующие факторы:
1. Основное и непосредственное управление стратегией и деятельностью PWB осуществлялось гражданскими ведомствами, особенно, с января 1944 г.
2. Большая часть средств, необходимых для проведения операций PWB была выделена гражданскими ведомствами – главным образом, OWI.
3. Основной вклад армии США приходился на радиотехническое оснащение, выделение оборудования и специально обученного персонала, предоставление военного транспорта, а также обеспечение бытовых нужд.

Начало.

В начале войны в США признавали, что британские Военное министерство и МИД сильно опережают США в области пропаганды и политической разведки.
И в сентябре 1941 г. – за три месяца до Перл-Харбора – в Англию был направлен Роберт Э. Шервуд с конфиденциальной миссией изучить программные и технические аспекты британской пропаганды. Он связался с британским Министерством информации и PWE и этим заложил основы тесного межведомственного сотрудничества, продолжавшегося в течение всех средиземноморских кампаний.
После этих встреч Шервуд организовал Иностранную Информационную службу (Foreign Information Service) в составе Офиса Информационного Координатора (Office of Coordinator of Information), возглавляемую полковником армии США Уильямом Донованом. Первая авиационная листовка армии США была выпущена в декабре 1941 г. в Лондоне и сброшена с самолетов RAF над Францией несколько недель спустя.
В июне 1942 г. Иностранная Информационная служба была соответствующим приказом передана во вновь организованное Управление Военной Информации (Office of War Information, OWI) и стала именоваться Иностранным отделом OWI. На основе оставшейся части Офиса Информационного Координатора было сформировано Управление Стратегических Служб (OSS).
В июле 1942 г. была проведена конференция в Лондоне, на которой присутствовали, помимо офицеров штаба генерала Эйзенхауэра – представитель OWI, а также представители британского PWE: сэр Роберт Брюс Локхарт и Ричи Колдер.
Генерал Роберт МакКлюр был назначен ответственным за формирование ограниченной американской группы, которая, совместно с британскими сотрудниками, обеспечивала бы пропагандистское сопровождение операции «Torch».
Во время проведения этой конференции генерал-майор Джордж Стронг, зам. Начальника штаба G-2 в Вашингтоне, планировал организацию групп психологической войны для участия в высадке в Северной Африке, совместно с Западной Оперативной группой [об операции можно в общих чертах прочитать тут: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мароккано- ... я_операция - прим. мое]
В работе с генералом Стронгом принимали участие Достопочтенный сэр Дэвид Боуз-Лайон и Уолтер Адамс (PWE), посланные в Вашингтон для этих целей, а также мистер Шервуд – глава иностранного отдела OWI.

Первоначальная организация высадки в Африке.

Группа, которая в будущем составила ядро PWB/AFHQ, была сформирована в Лондоне в начале октября 1942 г. Американская часть группы из менее чем 50 человек, состояла из 3-х офицеров и 3-х рядовых. Двое старших офицеров были из G-2, рядовые – сотрудники OWI, мобилизованные на военную службу. В Лондонское ядро также вошли 8 американских гражданских сотрудников OWI, 24 британских офицера, 9 британских военных разных чинов, а также двое британских гражданских сотрудников.
Вскоре пришлось признать британское преимущество в большом числе работников, сделавших уже серьезную карьеру в области дипломатии и пропаганды. Большинство офицеров, прикомандированных из PWE, отбирались по профессиональной квалификации, знанию языка, а также по знанию специфики североафриканских стран. Некоторые из них имели опыт дипломатической работы. Все они, по меньшей мере, имели преимущество в том, что прошли в течение нескольких недель курс разведывательной и пропагандистской подготовки в спец. школе.
За исключением американского майора, участвовавшего в высадке в Алжире, ни один из американских сотрудников не имел даже приблизительного представления о задании до тех пор, пока оперативная группа не приступила к действиям.
Одновременно с лондонской командой, в Вашингтоне была организована группа из, примерно, 15 человек, в основном, гражданских сотрудников, для сопровождения Западной Оперативной группы в Касабланку. Эту команду, которая после высадки, должна была быть интегрирована в AFHQ-PWE, курировал представитель OWI Джей Аллен.
После отправки Оперативных групп из Великобритании 27 октября 1942 г. генерал Эйзенхауэр назначил полковника Хэзелтайна начальником Службы Психологической войны (Psychological Warfare Service) при AFHQ. Он, совместно с мистером Перси Виннером из OWI, ответственным за формирование команд до момента их отправки, присоединился к штабу AFHQ в Гибралтаре, где штаб отделился от основного состава Оперативных групп.
Полковник Хэзелтайн организовал свой штаб в Гибралтаре за два дня до начала операции «Торч». Немедленно было развернуто оборудование для перехвата сообщений противника, а также начались трансляции радиопередач различным оперативным группам. Сотрудники службы расположились на Гибралтарской скале, а также в пристройке Дома Правительства.
Именно в Гибралтаре сложился образец организации службы психологической войны, который сохранялся в ходе всех последующих кампаний.
«Служба Психологической войны», как она изначально называлась, в значительной мере была предоставлена сама себе. Она не считалась официальным подразделением Командования союзных сил. Она не имела штатного расписания и перечня обязательного оборудования и была вынуждена бороться за каждого дополнительно выделяемого офицера или за каждую новую единицу аппаратуры, которая требовалась в течение предыдущих кампаний.
Штаб PWB состоял из административного отдела, совета по планированию, отдела политической разведки и оперативного отдела. Каждый отдел включал как американцев, так и британцев, военных и гражданских. Многие, из-за нехватки персонала, выполняли двойные функции.
В административный отдел входил командир, его исполнительный директор (полковник), финансовый офицер (майор), а также канцелярия, столовая и обслуживающий персонал.
Двое офицеров штаба были американцами.
Совет по планированию состоял из руководителей отдела политической разведки и оперативного отдела, во главе с командиром всей службы. Руководители отдела политической разведки и оперативного отдела были гражданскими лицами из OSS и OWI, соответственно.
Необходимость хорошо организованного отдела разведки сразу стала очевидной. Он являлся источником большей части материала, который потом использовался в пропаганде, распространявшейся оперативным отделом. Его функции имели важнейшее значение во время напряженной фазы операции по работе с Дарланом и Жиро [командующие силами Вишистской Франции на Средиземноморском ТВД – прим. мое].
Мониторинг был также важной функцией отдела разведки. С импровизированных коммерческих радиоприемников, предоставленных английской стороной, неопытный персонал проводил ежедневные дайджесты вражеских передач, оказывая этим услугу Главному командованию Союзных сил, а также давая основу для ведения контрпропаганды на противника. Это подразделение не было надлежащим образом оснащено и укомплектовано до момента решения Федеральной комиссии по связи в январе 1943 г. – выделить для этих задач эксперта по организации мониторинга. На начальных же этапа армия не смогла предоставить достаточно квалифицированный персонал для этой работы.
Оперативный отдел отвечал за подготовку пропагандистских материалов и контроль над работой пропагандистских СМИ, включая печатные издания, радио, кино и выставки.

После высадки.

Через несколько дней после высадки в Африке полковник Хэзелтайн прилетел в Алжир, куда 26 ноября должны были перебраться остальные сотрудники его штаба. Группы психологической войны, принимавшие участие в высадке несли с собой все необходимое радио- и печатное оборудование и уже успели оборудовать помещения для работы.
Помимо деятельности при штабе, американцы принимали заметное участие в деятельности групп на начальных этапах операции только в Алжире. В группе психологической войны, сопровождавшей Оперативную группу войск, находился майор Ф. М. Сигер, прибывший из вашингтонского штаба G-2, служивший помощником командира группы, британского полковника Кеннета М. Джонстона, а первый лейтенант Х. А. Доунгэн через мегафон убеждал французских солдат в Алжирском секторе не открывать огня по британским и американским войскам. Также в группу с момента вторжения входил один американский рядовой.
До 3 декабря 1942 г. отдел психологической войны не имел никакого письменного устава от Главного командования Союзных войск – только директивы, полученные на ранних этапах – задолго до операции «Торч». Полковник Хэзелтайн и некоторые его сотрудники трижды в неделю встречались с мистером Робертом Мерфи, политическим советником генерала Эйзенхауэра, для координации политических аспектов пропаганды. Полковник Хэзелтайн, связанный отсутствием какого-либо штатного расписания и Организационного Табеля, запросил у AFHQ подготовить для отдела какие-либо официальные учредительные документы, и первый устав организации, по приказу генерала Эйзенхауэра, был издан 3 декабря 1942 г. (см. Приложение 1)
Были предприняты все усилия для выделения дополнительных американских специалистов и оборудования, и с помощью G-I, G-4, NATOUSA отделу был предоставлен ряд офицеров, а также несколько военных грузовиков. Арендованные гражданские легковые и грузовые автомобили, предоставленные OWI , были использованы подразделениями в Касабланке, Рабате, Оране, Алжире, и, позднее, в Константине. Через некоторое время были сформированы штатные расписания организации, однако, быстрое расширение функциональных возможностей и задач отдела приводили к тому, что некоторые документы теряли актуальность еще до своего подписания.
Фактически, за все время существования, PWB не получило официального военного Организационного Табеля. Три радио-подразделения, прикрепленные к PWB позднее, имели Организационные Табели по образцу Военного Ведомства. 2679 штабная рота, созданная для управления большей частью американского военного персонала организации, работала по множеству таблиц ассигнований, выдававшихся G-I так часто, как того требовали расходы на ТВД. С 17 августа 1943 г. по 21 июля 1945 г. для роты было издано не менее 10 таких таблиц ассигнований. (см. Приложение 2)
Кроме того, постоянно меняющиеся условия на различных этапах программы психологической войны делали невозможным точное планирование будущих потребностей, позволяя делать лишь общие, грубые оценки. Ряд американских офицеров и рядовых состояли на довольствии как сотрудники PWB, однако, управлялись из AFHQ.
До тех пор, пока при Генеральном штабе AFHQ не были созданы Информационный отдел и Отдел Военной Цензуры, и от этих функций не был отстранен PWB, структура управления была следующей: распоряжения Главнокомандующего через начальника штаба передавались непосредственно руководителю организации психологической войны, которая не имела официального названия вплоть до момента формирования вышеуказанных отделов.

Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Аватара пользователя
Hohner
Администратор
Сообщения: 1232
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград
Контактная информация:

Re: Отчет о деятельности PWB на Средиземноморском ТВД

Сообщение Hohner »

Продолжение перевода следует! Первая часть отчета, к сожалению, самая объемная.
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Ответить

Вернуться в «Органы пропаганды США»