Воздушный способ доставки листовок

В данном форуме обсуждается структура и деятельность органов пропаганды Великобритании и стран Содружества во время Второй Мировой войны. Также здесь обсуждаются пропагандистские материалы, изданные в Англии во время военных конфликтов XX и XXI века.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 5105
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Воздушный способ доставки листовок

Сообщение slepmehanik »

Сегодня я расскажу об еще одном способе доставки листовок британцами для населения и войск третьего рейха.
Еще в 1870 году парижане впервые стали разбрасывать с воздушных шаров листовки на головы прусских солдат, окруживших столицу Франции. Когда британцы повторили этот трюк осенью 1917 года, распространяя листовки с аэропланов в немецком тылу, Германия возмутилась и обвинила Антанту в нарушении международных законов (мол, воевать надо на фронте, а не в тылу - то было еще "мягкое" время нетотальной войны). В 1920-30-е годы задачи листовочной пропаганды были поставлены перед отделом В-4 британской разведки Ми-7. К июню 1939 года Англия сформировала "Отряд воздушных шаров №1", имевший 1000 небольших беспилотных шаров с корзинами для автоматического выбрасывания пачек листовок и устройством самоликвидации.
Осенью-зимой 1939 года на немцев обрушился миллион листовок; в одном из текстов, например, раскрывались секреты зарубежных счетов и личных богатств нацистских лидеров. Гестаповцы находили эти воздушные шарики даже в глубоком тылу под Нюрнбергом. В июне 1940 году "шариковый отряд" англичан еле успел унести ноги из Франции; запуск шаров с листовками в оккупированную Европу возобновился только в октябре.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 5105
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Воздушный способ доставки листовок

Сообщение slepmehanik »

1.jpg
2.jpg
5.jpg
6.jpg
Рекорд пропагандистской войны был поставлен в декабре 1941 года: за месяц в рейх было послано 4,5 миллиона листовок! Всего же в 1940-1944 годах отряд направил против немцев 129 миллионов (!) листовок на 52 тысячах воздушных шаров. Кроме того, миллионы листовок сбрасывались самолетами союзников. В конце войны тысячи таких листовок использовались немецкими солдатами как пропуск для сдачи в плен.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 5105
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Воздушный способ доставки листовок

Сообщение slepmehanik »

7.jpg
8.jpg
9.jpg
Проблемы "Отряда воздушных шаров №1", подчиненного ВВС, возникали из-за того, что его недоброжелателем был маршал авиации сэр Артур Хэррис. Прозванный "Мясником", сэр Артур оставил незабываемые афоризмы: "Бомбить надо до полного разрушения экономической жизни и морального духа Германии"; "Бомбардировщик сделан для доставки бомб. Мои экипажи - не мальчики по рассылке газет"; "Я не для того возглавляю бомбардировочную авиацию, чтобы регулярно снабжать жителей Третьего рейха туалетной бумагой!" Несмотря на протесты маршала, листовочные рейды продолжались всю войну.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 5105
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Воздушный способ доставки листовок

Сообщение slepmehanik »

Вот как бы в кратце.....
Но самым оригинальным способом распространения пропагандистских листовок стали даже не воздушные шары. Американо-английская авиация вместе с разведками обеих стран осуществили зимой 1945 года оригинальную операцию "Кукурузные хлопья". Зачем беспокоиться о попадании антинацистской литературы к рядовому немцу - пусть этим занимается ...немецкая почта! Сотни клерков прочесали телефонные справочники рейха, подготовив в итоге десятки тысяч посылок и конвертов к реальным адресатам в Берлине, Дрездене, Гамбурге, Штутгарте и Вене - и все это в немецкой упаковке, с подлинными марками и штемпелями.
5 февраля 1945 года авиация союзников разбомбила почтовый поезд возле Линца; тысячи пакетов были сброшены с воздуха в общую груду почтовых отправлений. Расчет на немецкую педантичность оправдался: вся "спасенная" почта была аккуратно доставлена адресатам, получившим листовки от имени "Лиги немецких партизан".
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 5105
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Воздушный способ доставки листовок

Сообщение slepmehanik »

Кстати,Игорь ,обрати внимание - англичане пакуют твою листовку,из серии US/GB-ZG....Теперь у тебя по ней -полная информация...
Аватара пользователя
БоРоДач
Сообщения: 602
Зарегистрирован: 24 май 2012, 13:27
Откуда: Нижний Новгород

Re: Воздушный способ доставки листовок

Сообщение БоРоДач »

Спасибо, узнал для себя много нового. Агитационные посылки с доставкой по месту жительства тоже сильно удивили. Молодцы, ребята, что ещё сказать. Здорово придумали, зачет. :D
Аватара пользователя
ost49
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 07 янв 2013, 08:30
Откуда: Магадан
Контактная информация:

Re: Воздушный способ доставки листовок

Сообщение ost49 »

Я даже и не знал про такое))) Очень интересно! Тоже узнал союзническую листовку в пачке. А как шары то сами их сбрасывали не известно?
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 5105
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Воздушный способ доставки листовок

Сообщение slepmehanik »

Спасибо,что тема понравилась....На седьмом фото как раз хорошо видно распределение пороховых зарядов...Я точно не понял как они их расчитывали,но ясно ,что последний из них прогорая пережигал веревки у шара - и листовки летели на землю...
Аватара пользователя
ost49
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 07 янв 2013, 08:30
Откуда: Магадан
Контактная информация:

Re: Воздушный способ доставки листовок

Сообщение ost49 »

Дая вижу что там какой то взрыватель,не могу понять как они его запускали на взрыв через определенное время :roll:
Аватара пользователя
Hohner
Администратор
Сообщения: 1232
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград
Контактная информация:

Re: Воздушный способ доставки листовок

Сообщение Hohner »

Всем привет! Наконец дошли руки перевести достаточно подробную статью Ли Ричардса о применении британцами агитационных воздушных шаров - о действиях так называемого "Подразделения М". Вот она:
Подразделение аэростатов «М».
Распространение пропагандистских материалов при помощи британских воздушных шаров во время Второй Мировой войны.
Ли Ричардс.

Из множества методов, применявшихся для распространения листковой пропаганды в течение ВМВ, наиболее дешевым и наименее рискованным, однако, наименее точным, были свободно-летающие воздушные шары.
Воздушные шары были, возможно, первым средством доставки пропагандистских материалов с неба. Его истоки восходят к осаде Парижа в 1870 г., когда пилотируемые воздушные шары, взлетая в Париже, разбрасывали листовки (использовавшиеся в качестве балласта) на прусские войска.
Первая Мировая война показала первые попытки Британии разброски листовок [с воздуха – прим.], сначала с использованием самолетов. До того момента, как в октябре 1917 г. два летчика RFC были сбиты во время разброски пропагандистской литературы. Верховное командование германской армии, осознавая потенциальные подрывные военные последствия, судило их военным судом и приговорило к 10 годам каторги за измену! Они рассматривали распространение «разжигающих» брошюр как действие, выходящее за пределы военных действий и противоречащее международному праву. Последовала серия телеграмм между Британским и Германским правительствами с обсуждением законности воздушного распространения пропагандистских материалов. Пока длилось разбирательство, использование самолетов для разброски листовок было прекращено по приказу Г. А. Лоуренса, начальника генерального штаба во Франции. Чтобы напомнить пилотам об этом факте, в самолеты были помещены маленькие карточки, утверждающие, что сбрасывать листовки запрещено.
Между тем, M.I.7.b4, организацией, ответственной за пропаганду в странах противника, проводились эксперименты по поиску альтернативных методов распространения. Испытания проводились на высотных воздушных змеях, которые оказались идеальными, но были отклонены после того, как Генштаб Франции стал жаловаться, что длинные провода, прикрепленные к ним, могут помешать их самолетам. В итоге был разработан воздушный шар, который успешно применялся на протяжении многих месяцев. Воздушные шары были более 8 футов в высоту, сделаны из бумаги, пропитаны лаком, чтобы предотвратить просачивание водорода, они были способны залетать на расстояние от 10 до 50 миль за линию фронта, сбрасывая свой груз на пути. Это продолжалось до мая 1918 г., когда RAF смогли возобновить разброску листовок самолетами, считавшуюся наиболее эффективным методом.
После Мюнхенского кризиса 1938 г. Воздушное министерство начало подготовку к организации подразделения воздушных шаров для доставки пропаганды в Германию в случае войны. При первоначальном планировании было решено, что для создания подразделения будут выделены 15 человек, в распоряжении которых будут 4 грузовых и 1 легковой автомобиль. В начале боевых действий они должны были отправиться в район Нанси во Франции и перейти под командование Флайт-лейтенанта RAF с метеорологическим опытом. До этого подразделение должно было существовать только в «скелетной форме». Также стоял вопрос о приобретении адекватного воздушного шара и аппарата для сброса листовок. Часовой механизм сбрасывателя был протестирован и признан в целом удачным, и в конце сентября министерство авиации вложилось в покупку двух сотен будильников, которые следовало переделать в сбрасыватели. Главной проблемой было подобрать воздушный шар, способный преодолеть расстояние от Франции до Германии и способный нести достаточно крупный груз. Был дан запрос в Ведомство развития воздухоплавания (Balloon Development Establishment, BDE) провести испытания двух типов воздушных шаров на предмет их пригодности. Они должны были находиться на высоте 10 000 футов в течение 12-16 часов прежде чем сбросить груз и должны были наполняться углекислым газом. Каждый шар должен был нести до 12 фунтов нагрузки. Эксперименты были проведены с использованием бумажного воздушного шара, основанного на типе, применявшемся в Первую Мировую войну, а также с использованием резинового шара от метеорологического радиозонда. Ни один из типов не показал себя сколько-нибудь хорошо. Бумажный, как и тот, что использовался M.I.7.b4, имел радиус от 10 до 50 миль и был очень хрупким. Лак, использовавшийся для пропитки бумаги, должен был наноситься непосредственно перед наполнением газом, делая шар неудобным в использовании. Резиновые воздушные шары радиозондов были спроектированы так, чтобы продолжать подниматься вверх, пока не лопнут. Это происходило на высоте от 20 000 до 40 000 футов, в зависимости от толщины резины, из которой они были сделаны. Это давало радиус действия, в среднем, 50 миль, так что ни один из шаров не был способен перемещаться на требуемые расстояния. Углекислый газ также был отвергнут в качестве агента, создающего подъемную силу. Наиболее подходящим был водород, поскольку его требовалось вдвое меньше для создания той же подъемной силы, что и от углекислого газа. Кроме того, в Великобритании и на континенте запасы углекислого газа сильно отличались по плотности, что не позволяло прогнозировать курс воздушных шаров. Водяной пар был отклонен по той же причине. Зимой 1939 г. Министерство авиации запросило BDE попытаться усовершенствовать бумажные и резиновые шары, чтобы увеличить дальность полета или, при необходимости, разработать совершенно новый тип воздушного шара. Также требовался усовершенствованный, облегченный механизм сбрасывателя. В это время на воздушные шары пала тень сомнения, насколько адекватным методом распространения пропаганды они являлись и могли ли разбрасывать листовки в определенном районе. BDE после сбора статистики о точности сброса, нашло их подходящим средством.
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Ответить

Вернуться в «Пропаганда Великобритании»