Re: Воздушный способ доставки листовок
Добавлено: 24 авг 2017, 18:19
Проблема создания воздушного шара дальнего действия заключается в том, что воздушный шар набирает высоту до тех пор, пока газ не расширится до полного объема оболочки, после чего шар лопается, если оболочка не выдерживает давления. Для создания шара, летающего на постоянной высоте, требуется система клапанов для стравливания газа, чтобы остановить набор шаром высоты. В итоге, воздушный шар изготавливался из хлопчатобумажной ткани и пропитывался резиной. У него была открытая шейка, действовавшая как клапан, что оказалось самым простым и дешевым решением для производства. Поскольку оно [решение с открытой шейкой – прим.] не было точным, уходило слишком много газа, и шар начинал терять высоту. Чтобы противостоять этому, часть груза сбрасывалась как балласт, которым могли быть или мешки с песком, или пачки листовок. Воздушный шар мог держаться в воздухе свыше 12 часов, используя эту систему. Было опробовано три различных типа механизма сбрасывателя – часовой, барометрический (анероид) и фитильный. В образце с часовым механизмом основные и балластные грузы держались на серии горизонтальных рычагов, часовой механизм включал каждый рычаг по очереди. Вес груза проворачивал бы рычаг, позволяя нагрузке выпадать. Анероидный тип работал по схожему принципу с вертикально установленными рычагами. Устройство, приводимое в действие по увеличению атмосферного давления, контролировало переключение рычагов.
Все эти экземпляры были отклонены. Анероид был тяжел и дорог в изготовлении. Часовой сбрасыватель был дешевле и легче, но третий испытанный тип весил всего 1,25 фунта и был гораздо дешевле в изготовлении. Фитильный сбрасыватель был в итоге одобрен к использованию в агитационных воздушных шарах. Он использовался на протяжении войны в нескольких различных вариантах.
Фитильный сбрасыватель Mark I был выполнен в виде деревянной рамки, на которой был установлен отрезок фитиля, заключенный в проволочный рукав. Основной и балластные грузы были подвешены под деревянной рамкой на нитях, проходящих через фитиль. Непосредственно перед запуском шара фитиль поджигали. Длина фитиля зависела от дистанции, на которую планировалось запустить шар, тип, использованный в первых образцах, горел со скоростью 9 дюймов (около 225 мм) в час. В ходе горения фитиль пережигал нити, держащие те или иные грузы. Пачка листовок или мешочек с песком сбрасывался примерно раз в 60 минут, уменьшая балласт и возвращая шар на высоту равновесия, пока, наконец, не сбрасывался основной груз – хотелось верить, что над намеченной целью.
Вскоре после начала производства Mk I, был разработан усовершенствованный образец, но прошло некоторое время, прежде чем он заменил первый. На Mk II деревянная рама была заменена на кусок гофрированного картона, с фитилем, прикрепленным к нему по диагонали, что делало его проще и дешевле в производстве.
В конце 1944 г. была создана модификация Mk II. Она была обозначена как Mk III, но ей не предполагали полностью заменять Mk II, а использовать только в качестве зимней альтернативы. Фитиль был укорочен, ограничив время полета 5 часами, а длина удерживающих груз нитей была увеличена для большей сохранности основного груза. Из-за более сильных ветров зимой шар мог достигать намеченной цели быстрее, следовательно, требовался более короткий фитиль. Когда в таких погодных условиях использовался Mk II, его штатный фитиль требовалось укорачивать. Кроме того, его коробка с нитями не была приемлемой для того, чтобы нести полную основную нагрузку при такой погоде. Очевидно, что чем меньшее время шар должен был находиться в воздухе, тем меньше ему требовалось балласта, и тем большую основную нагрузку он мог нести при использовании Mk III.
Возвращаясь в 1939 год, теперь, когда был разработан адекватный воздушный шар и механизм сброса, министерство авиации в июне выступило с предложением изготовить 1000 шаров. Они были сделаны из прорезиненной хлопчатобумажной ткани для лент пишущих машинок, но это посчитали слишком дорогостоящим. Расчетная стоимость одного шара составляла 7 фунтов и 10 шиллингов. Позднее их изготавливали из более дешевой и доступной хлопковой материи, которую адмиралтейство применяло для шаров-метеозондов.
Другая модификация воздушного шара теперь заключалась в том, чтобы сделать его самоуничтожающимся после сброса нагрузки. Конец фитиля сбрасывателя был прикреплен к другому, быстро горящему фитилю, поджигающему петарду, взрывающую шар, чтобы враг не мог захватить его.
До начала войны осуществлялось некоторое взаимодействие между британским и французским отделами пропаганды по вопросу использования воздушных шаров. Поскольку Франция использовалась в качестве базы для запуска, было принято решение взять 3 недели на доставку и приведение шаров в боевую готовность. Но время было не на их стороне. Уже на следующей неделе была объявлена война, и план не был реализован. Также предлагалось передать французам сотню шаров для распространения над Италией, которая являлась значимой целью. Хотя сделать это было сложно из-за топографических и метеорологических условий. Неизвестно, проводились ли подобные эксперименты, но ни одна листовка не была сброшена на Италию с воздушного шара преднамеренно.