Штыки в землю!

Военная пропаганда Второй Мировой

Плакаты

    Плакатная графика принадлежит к одному из самых массовых видов изобразительного искусства. Человечеству плакат известен с давних времен. Еще в Древнем Египте и Греции его широко использовали для сообщений о спектаклях и коммерческих сделках. Древние римляне с этой целью использовали специальные столбы. Они назывались alba. Сообщения, содержащиеся на них, иногда подкреплялись небольшим рисунком. В средние века агитплакат не встречается.

Иллюстративный плакат появился в 1830 г. и был вначале чаще всего черно-белым. До 1860-х годов плакат оставался монохромным и почти не отличался от других видов иллюстраций.Форма плаката лучше всего отвечала динамичности города и была доступна массе людей, не связанных между собой.Политический плакат как особый вид плаката, появился в начале XX века. Агитационный плакат получил широкое распространение во время первой мировой войны. Первоначально агитплакат имел форму агитационных гравюр. Позже эта форма обрела свое конечное завершение на бумаге, сочетавшее в себе рисунок и поясняющий его краткий текст.

Плакаты первой мировой войны разделялись на три большие категории – первая была связана с рекрутированием солдат в армию, вторая – со сбором денег на войну, третья – с демонстрацией своей стране и миру образа врага. Они выполняли две важные функции – информировать и создавать четкий негативный образ врага у населения, а потому способствовали настрою, давая эмоциональный заряд образам, которые вызывают симпатию или антипатию и побуждают зрителя к активным действиям, на уничтожение противника и помощь всеми силами своему государству. Агитационные плакаты широко использовались всеми воюющими странами.

Во время второй мировой войны агитационный плакат получил второе дыхание. Особенное развитие он получил в Советском Союзе и Германии.Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!» И. Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР.Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. Так же возобновилось издание агитационных плакатов, известных еще в годы гражданской войны - "Окон РОСТА",самым известным автором которых был В.В.Маяковский. Они были ярко нарисованы и содержали одну, реже две ключевые фразы. Появились в них и новые составляющие рисунка - штык, метла, молоток, кулак..Новые плакаты получили название "Окон ТАСС", над которыми трудилась целая плеяда талантливейших художников.Среди них широкую известность приобрели Кукрыниксы. Это творческий псевдоним трех художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Агитационных плакатов во время Великой Отечественной войны было выпущено различными издательствами великое множество.Наш сайт не будет претендовать на полное освещение этого наглядного вида агитации, а ограничится только знаковыми сериями плакатов, на которых рисунки известных авторов впоследствии были использованы и при печати агитационных листовок.

Плакаты фашистской Германии так же имеют большое количество различных серий. Это связано с тем, что ведением пропаганды занималось помимо вермахта большинство министерств и ведомств. Так же в Германии очень большое внимание уделялось пропаганде на оккупированных территориях, а так же рекламированию своих действий среди населения нейтральных стран и стран союзников.

Агитационные плакаты США и Великобритании были  больше связаны с организацией помощи фронту и будут представлены на сайте чисто в ознакомительном порядке.