Авиационная агитационная бомба АГБ-100-30

Страна: 

До начала Второй Мировой войны в СССР (как, впрочем, и в других странах) серийно не выпускалось ни одного типа агитационных авиабомб. Если немцы компенсировали этот недостаток за счет универсальных авиационных контейнеров, которые могли снаряжаться чем угодно, начиная от кассет с минами-бомбами и заканчивая листовками, то у РККА никаких средств предусмотрено не было. Конечно, говорить о том, что в СССР не разрабатывалось агитационных авиабомб, нельзя - подобные разработки были, но в серию они не шли, во многом, по причине низкой надежности. Самые удачные опытные образцы агитационных бомб создавались на основе РРАБ - ротативно-рассеивающих авиабомб или, как их прозвали финны, "хлебниц Молотова".  

В войсках же для распространения листовок, помимо артиллерии, предполагалось, вероятно, использовать легкомоторные самолеты (такие, как У-2 или Р-5), из которых листовки мог вручную сбрасывать стрелок-наблюдатель. 

Однако, опыт боевых действий показал, что использование таких самолетов невозможно в дневное время из-за сильного противодействия вражеской ПВО, а разбрасывание листовок с бомбардировщиков с большой высоты не дает нужного эффекта, поскольку ветер разносил листовки слишком далеко. 

Все это вынудило после завершения Сталинградской битвы приступить к разработке агитационного спецбоеприпаса для авиации. Задание на разработку поступило от отдела спецпропаганды ГлавПУ РККА в Государственное союзное конструкторское бюро №47 (сегодня - ФГУП «ГНПП «Базальт»).

Итогом деятельности сотрудников ГСКБ-47 стала авиабомба АГБ-100-30, созданная в 1943 году. 

Она представляла собой деревянную конструкцию, выполненную в габаритах бомбы ФАБ-100, но по весу не превышающую 20 кг. Фанерные передняя и задняя конические части были скреплены с центральной цилиндрической при помощи гвоздей и шпагата. В головной части устанавливалась металлическая втулка для крепления хвостовика дистанционной трубки. От нее и далее до хвостовой части внутри авиабомбы была установлена труба с дополнительным пороховым вышибным зарядом, гарантирующим раскрытие корпуса авиабомбы на заданной высоте. 

АГБ-100-30 снаряжалась литературой в виде рулонов массой 2,7-3,2 кг каждый. Формирование рулонов представляло собой достаточно трудоемкий процесс, поскольку для достижения нужного рассеивания требовалось чередовать стопки листовок с вытяжной шелковой тесьмой.
Применяли АГБ-100-30 как с наружных, так и с внутренних бомбодержателей. После сбрасывания авиабомбы при срабатывании дистанционной трубки вышибной заряд, взрываясь в продольной трубке, выбивал передний и задний конусы, разрывая шпагат, а фанерная цилиндрическая часть, выполненная из плоского листа, разворачивалась, высвобождая содержимое боеприпаса.
Наиболее благоприятными условиями для применения АГБ считались лето и полный штиль. Тогда высота распаковки авиабомб могла составить 500 м, а площадь, накрытая листовками, была максимальной. В ветреную погоду или при восходящих потоках воздуха распаковку агитационных боеприпасов организовывали на высотах от 50 м и выше. 

К сожалению, оригинальных фото подобной авиабомбы практически не сохранилось. Вот фото трофейного боеприпаса из финского фотоархива SA-Kuva.

   

Об истории разработки отечественного агитационного боеприпаса можно прочитать в статье "Ключи от преисподней" в №3 и №4 журнала "Аэрокосмическое обозрение" за 2004 г.:

1 часть (№3): http://agitka.su/files/keysfromhell-1.pdf

2 часть (№4):  http://agitka.su/files/keysfromhell-2.pdf 

 Использованные материалы: 

  1. Пырьев Е., Резниченко С. "Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 г.г." - Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ, 2001 г.
  2. "Ключи от преисподней", статья - журнал "Аэрокосмическое обозрение", №3, 4. 2004 г.