Перейти к основному содержанию

Печатная пропаганда Москвы и Берлина

Сталинградская битва, развернувшаяся летом 1942 года, стала поворотным пунктом Второй Мировой войны. И Красная Армия, и вермахт стремились использовать любые средства для получения решающего преимущества и разгрома своего противника, и одним из таких средств являлось моральное разложение противоборствующей армии. Обе противоборствующие стороны опирались на мощную идеологическую базу и имели в своей структуре развитый пропагандистский аппарат для работы как с собственными гражданами, так и с военнослужащими и населением противника.

В Советском Союзе работа на вражескую аудиторию находилась в ведении 7-го отдела Главного Политического управления РККА, возглавляемого полковым комиссаром М. И. Бурцевым. Деятельность отдела (на момент начала Сталинградской битвы) контролировалась созданным в июне 1942 г. при ГлавПУ РККА по инициативе ЦК ВКП(б) Советом военно-политической пропаганды.

В Германии же вопросы военной пропаганды были сосредоточены в руках отдела пропаганды вермахта при Верховном командовании вермахта (OKW/WPr.) под руководством оберста Хассо фон Веделя. Сфера ответственности отдела была достаточно широка и схожа со спектром задач Главного политического управления РККА.

Фронтовая пропаганда вермахта в наступлении

Немецкая сторона делала ставку на компактные маневренные подразделения нового типа – роты пропаганды. В каждую роту входил взвод «активной пропаганды», взвод автогромкоговорителей и типографское листовочное отделение. Вопросы сбора и анализа информации о противнике находились за пределами компетенций роты и возлагались на разведывательный отдел (Ic) штаба армии, которому рота оперативно подчинялась. Сотрудники отдела обрабатывали информацию от абвергрупп, проводили допросы военнопленных и агентуры противника, собирали информацию, запросы и проекты листовок от разведотделов корпусного и дивизионного уровней и передавали роте пропаганды для разработки актуальных нарративов.

Немецкий подход позволял добиваться результата при использовании меньшего наряда сил и средств, при этом отличаясь меньшей масштабностью.

В наступлении на Сталинград были задействованы 637-я рота пропаганды в составе 6-й армии и 694-я рота пропаганды танковых войск в составе 4-й танковой армии. На завершающем этапе сражения в декабре 1942 г. на Сталинградское направление будет переведена 695-я рота пропаганды.

Также для координации действий рот пропаганды в полосе группы армий и усиления обработки противника на важнейших направлениях при штабе группы армий "Б" действовал офицер пропагандистского сектора "Б" с подчиненной ему собственной типографией.

Смотреть подборки листовок:

Советская спецпропаганда: ответный удар

СССР в ведении спецпропаганды опирался на сеть политотделов и политуправлений, пронизывавших командные инстанции Красной Армии и формировавшие централизованную иерархическую структуру.

В составе политического управления каждого фронта существовал 7-й отдел, отвечавший за пропаганду на войска и население противника. Отделу оперативно подчинялась имевшаяся в составе ПУ фронта редакция газеты на иностранном языке (язык и направление работы редакции устанавливало ГлавПУ РККА). Ниже, в армейских политотделах, имелись 7-е отделения, а в политотделе каждой дивизии работал инструктор по работе среди войск противника.

Такая организация, с одной стороны, позволяла добиваться массированного психологического воздействия на противника по всему фронту в любое время, с другой стороны, требовала большого количества подготовленного персонала, иначе эффективность работы ощутимо страдала.

Материалы, публикуемые на данном сайте, рассматриваются администрацией сайта как исторические документы эпохи, и таким образом их публикация не противоречит Статье 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов", Статьям 1, 11, 12, 13, 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Администрация сайта полностью разделяет положения "Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", утвержденной Указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. №344. Материалы сайта публикуются в полном соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. №421-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". Таким образом администрация сайта не нарушает Статью 20.3 КоАП РФ и Статью 282 УК РФ. Более подробное описание политики администрации сайта и правовых аспектов см. в разделе "О проекте".